В последние годы интерес к живой музыке ощущается даже в небольших городах. Люди специально приходят в кафе для того, чтобы насладиться романтикой французского шансона, волшебной музыкой саксофона. Что значит быть музыкантом в современной мире, рассказала ranak.me саксофонистка Диана Мокина.

— Музыкант может быть успешным человеком, – уверенно отвечает Диана на мой вопрос о целесообразности музыкального образования. – Я и своим ученикам не устаю повторять, что любимое дело может стать делом всей жизни. Человек может зарабатывать музыкой. Я лично знаю нескольких саксофонистов из Гомеля и Минска, которые неплохо зарабатывают. У них свои бизнес, страницы во всех соцсетях, сайты с возможностью забронировать места на предстоящее торжество. Люди интересуются джазом. Это перспективное направление. На праздники, корпоративы приглашают именно саксофонистов.

Наблюдаю за собеседницей: красивая талантливая девушка вдохновенно рассказывает о том, как серьезная музыка пришла в ее жизнь.

— Я закончила музыкальную школу по классу флейты и решила поступать в музыкальный колледж. В тот год на флейту был большой конкурс. Я понимала, что все места займут те, кто идет вне конкурса, и решила пойти на курс по классу саксофона.

Диана закончила Гомельский колледж искусств имени Н.Ф. Соколовского, в этом году поступила на заочное отделение института культуры на духовое классическое отделение по классу саксофон. В Светлогорске отрабатывает распределение в музыкальной школе педагогом по классу саксофона и флейты, участвует в образцовом детском оркестре.

— Я всегда любила музыку. Но флейта была не моим инструментом. Так бывает. Играла на ней кое-как. И поняла это только тогда, когда стала учиться играть на другом музыкальном инструменте. Могла заниматься дополнительно по четыре часа в день, почти без перерыва, губы были опухшими. Но мне очень нравилось. Базу я наработала быстро. Наверное, такой фанатизм не прошел даром. Меня заметили и стали приглашать на всякие конкурсы.

Уже на втором курсе Диана как талантливую студентку колледжа приглашали выступать на мероприятия, за это к стипендии давали надбавки. Появилась возможность попадать на репетиции и выступления различных оркестров. Например, в Гомельском симфоническом оркестре было много преподавателей Дианы. Девушка всё схватывала на лету.

— Мне всегда нравился саксофон. На нем можно играть абсолютно все: от классики до рока. Четыре года учебы на саксофоне заменили мне семь лет обучения на флейте. На третьем курсе я пыталась создать свою музыкальную группу: саксофон, гитара, «ударки», голос, контрабас. Мы пробовали бесплатно выступать, хотели раскрутиться. Но группа распалась: кого-то отчислили из колледжа, кто-то ушел сам.

В этом году выпускница колледжа стала преподавателем, но учебу не забросила.

— На самом деле музыкантов мало, и они всегда востребованы. Я мотивирую своих учеников на поступление по музыкальному профилю. В Гомеле многие студенты играют в различных заведениях, на городских праздниках или просто на улицах для того, чтобы стать увереннее, получить опыт, увидеть реакцию слушателей. Я тоже так делала и хочу продолжать. После окончания колледжа я приехала в Светлогорск и пошла в пиццерию, зная, что там проводят вечера живой музыки, с предложением: «Если хотите, могу у вас играть». Согласились. Для меня это неоценимый опыт.

— Джаз сложен сам по себе. Вроде бы там все просто, но знаете, это фальшивая игра. И чем фальшивее, тем лучше. Хотя в джазе сложный ритм. Его нужно уметь читать. Мне нравится музыка, похожая на стиль Фрэнка Синатры, т.е. песни в легкой джазовой обработке. Есть джаз, где музыкант играет очень жестко, постоянно импровизирует. Не все такое воспринимают. Поэтому я показываю ученикам, что джаз может быть разным. Если какой-то ритм не нравится, могу сказать: «Давай другое поиграем. Вдруг тебе понравится?» И некоторые ученики просят показать, как играть современные ритмы, пробуют их повторить. Мне очень нравится преподавать. Достаточно легко нахожу подход к детям, наверное, они меня принимают за свою. Могут прийти за советом и поделиться наболевшим.

Интересуюсь, сложно ли дилетанту научиться играть на саксофоне?

— У нас была педагогическая практика в колледже. Я нашла ученицу прямо в своем общежитии. Она была тромбонистка. Приблизительно за семестр научила девушку играть на саксофоне от классики до джазовых стандартов.

В принципе, четыре месяца, два-три занятия в неделю для взрослого – вполне реальный срок, чтобы научиться играть достаточно хорошие пьесы. Но некоторое время уйдет на изучение теоретических основ.

Спрашиваю у Дианы, что за дыхательные упражнения? Неужели нельзя просто учиться играть?

— Принцип извлечения звука на всех духовых инструментах очень похож. С первоклассниками, в первую очередь, мы начинаем с того, что ставим дыхание. Зачем? Для того чтобы ребенок не задыхался, не падал в обморок от нехватки воздуха, чтобы мог играть на протяжении долгого времени. С натренированным дыханием можно играть в быстром темпе. Дыхательные упражнения полезны не только для «духовиков». Но и для всех, кто заботится о здоровье.

Чтобы научиться контролировать дыхание, Диана рекомендует пару упражнений.

Упражнение 1. Человек ложится на кровать, кладет себе на живот 2-3 небольшие книги, наблюдает за ними. В такой ситуации можно увидеть, как поднимаются книги на животе во время правильного дыхания. Запомнить ощущения и контролировать свое дыхание, когда стоите или сидите. Со временем, это будет происходить автоматически.

Упражнение 2.  Сесть на стул, немного наклониться к коленям, одну руку положить на живот, другую – на ребра со стороны спины. Смотреть, чтобы живот надувался и приподнимались ребра. Делать это различными способами: два вдоха – два выдоха, три вдоха – три выдоха. Активно обогащая кровь кислородом, дыхание с помощью диафрагмы улучшает работу сердечно-сосудистой системы и стимулирует работу легких.

— Музыка, культура, живопись – это своеобразный код интеллигентных людей в любое время. Когда у меня будет ребенок, я отдам его в музыкальную школу, – заключает моя собеседница.