Мастер средневековых ремесел: «Современные ювелирные изделия примитивны»

Чеканить монеты, отливать кулоны и вырезать витиеватые узоры на браслете – это может не каждый. Ювелирных дел мастер, а точнее, мастер средневековых ремесел Сергей Климович рассказал, как превратить медь или латунь в необычное украшение, что такое филигрань и почему он считает современную ювелирку примитивной.  

— Начиналось все с военно-исторического клуба. Это очень старый гомельский клуб. Тогда, 20 лет назад, просто не было, где купить исторические украшения, какой-то антураж. Пришлось все делать самому. Начал искать специфическую литературу, но ее не нашлось, так как тема узкоспециальная. Пришлось начинать изучение со справочника зуботехника.

— Начал с самого простого – с обычных подковообразных фибул. Потом делал что-то более сложное. Освоил пайку, гравировку, штамповку, чеканку. Освоил фактически все ювелирные технологии и до сих пор учусь, потому что останавливаться в этом деле не получается. Одна технология тянет за собой другую – и только так можно чего-то добиться.

— Лет 20 назад я сделал один единственный штамп с владимирским серебряником – это самая первая монета Древней Руси, очень редкая. Хотелось попробовать себя в этом деле. Были первые опыты по гравировке. В общем, получилось. Даже признанные специалисты в этой области сходу не смогли распознать подделку (копию). Было очень много шума, мы над одним известным археологом немножко подшутили. Подкинули в раскоп монету – находка действительно сенсационная, если бы была настоящей. Человек в восторге – такая находка! А я достаю из кармана еще пяток штук и говорю: «Вот еще немножко». Посмеялись, на этом все и закончилось. Правда, на истфаке гомельского университета по поводу этого происшествия до сих пор ходят легенды. Монеты делаю так же, как и тысячу лет назад. Делается двусторонняя форма, чеканится. Я научился хорошо паять, собирать различные конструкции из металла.

— Работаю в режиме 24×7. В последнее время просто некогда передохнуть — заказов много, ездить приходится много. Удовольствие от работы получаю, иначе этим бы и не занимался.

Рабочий инструмент приходится делать самому, потому что многие стоят заоблачных денег, либо их просто нет. Иногда нужен очень специфичный, так что сам и делаю его. Пока моя работа меня не подводила.

— Я стараюсь работать на массового покупателя, поэтому работы сугубо индивидуальные – не совсем мой профиль. И законодательно мы как ремесленники не можем делать такие вещи. Я делаю легкие амулеты, талисманы. Кстати, в обществе у нас наметилась тенденция, что такой товар вызывает интерес. Наверное, самосознание, славянская культура все-таки возрождаются.

Проблемы обычного обывателя, естественно, меня касаются. Не хватает денег, хотелось бы жить как-то лучше. Когда-нибудь где-нибудь я построю себе отдельно домик, где я смогу жить, но пока эта мастерская все, что у меня есть на данный момент.

Дом достался по наследству моему брату, и я его выкупил. Оказалось, что это очень хорошая, удобная точка.

— Современная ювелирка – это слишком просто, скучно и неинтересно, я ей заниматься не хочу. Она рассчитана как раз на массового покупателя. Она, в принципе, примитивная в основной своей массе. Есть мастера, которые делают уникальные вещи, но, в основном – это неинтересные вещи.

— Мечта – делать древнерусские створчатые браслеты. Они изготавливаются в достаточно сложной технике – там много филиграни, много пайки. Также очень много гравировки, потому что это объемные широкие браслеты около 6 см в ширину и около 12 см в длину – одна створка. А в таких браслетах две створки. Достаточно зрелищная вещица. Такие вещи в надлежащем качестве никому не удалось повторить.

7+

Если вы дочитали эту статью, поставьте лайк, нам будет приятно.
Давайте обсудим эту статью в нашем Ранак-Чате.