Судьба Алексея Коржова больше четырех десятков лет связана с культурой и творчеством. Сегодня он музыкальный руководитель двух народных ансамблей – «Сузорье» и «Радостея». Алексей говорит, что артистов коллектива нередко встречают со слезами на глазах.

Алексей Коржов уже не один год на пенсии, но культурная работа не отпускает, поэтому он подрабатывает на полставки и руководит двумя народными ансамблями — «Радостея» в Судовице и «Сузорье» в Якимовой Слободе. Одновременно Алексей аккомпаниатор.

Алексей Коржов

— У меня отец играл на гармошке, и я начал с четырех лет, в пять уже играл довольно сносно, сам подбирал мелодии, — рассказывает Алексей Коржов. — Так как из-за гармошки меня маленького не было видно, я просил, чтобы усадили на подушку. Мне казалось, что так я буду виден из-за гармони. Не получалось. Все деревенские гулянья и те песни, которые на них исполняли, я знаю до сих пор. Это аутентичные песни моего родного Рогачевского региона.

Начинал Алексей Коржов как баянист-самоучка, потом окончил музыкальную школу и училище имени Соколовского в Гомеле.

— После училища приехал сюда в ДКХ [Дом культуры химиков] на должность руководителя концертной бригады. Года три я поработал, и меня переманили на «Химволокно». В ДКХ у меня ставка была 65 рублей, а на «Химволокно» в вискозном цеху 400 рублей. Это был 1982 год.

Но культурную работу Алексей Коржов не оставлял. В то время творческие мероприятия на заводах и фабриках были так же важны, как достижения плановых показателей. Проводились часто, массово, с энтузиазмом.

Потом была служба в армии в ансамбле «Песни и пляски» в Москве. Благодаря концертной деятельности в составе коллектива, Алексей видел многих советских актеров: Юрия Назарова, Ирину Мирошниченко, Евгения Жарикова, Наталью Гвоздикову, Сергея Яковлева, Василия Ланового, Николая Крючкова, Георгия Вицина.

— После службы снова вернулся на «Химволокно» и по сей день я в культуре.

Рабочий график аккомпаниатора народного ансамбля – это репетиции, выступления, поездки. Алексей – единственный мужчина в коллективе. Все исполнительницы – женщины пенсионного возраста, которые любят петь.

— Для них это хобби, они не сотрудницы учреждения культуры. Но все с хорошим музыкальным слухом, потому что если хоть один участник будет фальшивить, это неприемлемо, — утверждает Алексей.

Лето и начало осени – жаркая рабочая пора для артистов «Сузорья» и «Радостеи».




— Каждые выходные у нас по два, а то и три концерта в день. Проходят Дни деревни, на которых мы всегда выступаем. Живой звук востребован. Это же не то, что с фонограммой — кнопку нажал и ставь на сцену, кого хочешь.

Любые календарные праздники – тоже горячая пора для артистов.

— Мы востребованы на них всегда. Часто бываем в малых населенных пункты, где нет инфраструктуры: ни магазина, ни тем более клуба. Бывает, приезжаем, а зрителей всего два человека, но это абсолютно не влияет. У этих старушек слезы на глазах, ведь ради них приехал целый коллектив из 15 человек. И тогда ещё больше хочется работать.

Часто люди приносят артистам угощения, летом — цветы, яблоки и всё что есть в огороде.

— Люди знают и любят наши песни, многие выходят танцевать. Разное бывало. Однажды мы приехали с коллективом выступать в деревню, люди расположились у дома на лавочке, а местный пес лег перед нами. Вылежал весь концерт, внимательно выслушал, как только мы закончили, он убежал.

Звание народных ансамбли «Радостея» и «Сузорье» получили за наличие качественного репертуара, активную концертную деятельность и развитие национальных традиций.

— Ну и хорошо петь нужно, — смеется Алексей. – Иметь соответствующую программу. У нас в репертуаре должны быть фольклорные и аутентичные песни, их у двух коллективов больше двухсот.

Звание, говорит Алексей Коржов, никаких финансовых бонусов участникам коллектива не приносит, но и на заработки творческий человек не жалуется.

— Конечно, хотелось бы побольше, как и всем. Но мы же бюджетники. Это те, кто у станка стоят, должны больше зарабатывать. На жизнь мне хватает, с протянутой рукой никто из работников культуры не стоит.

По данным Белстата, номинальная начисленная среднемесячная зарплата работников в области культуры за 2020-й год выросла с 659 до 734 рублей.

То, что в провинции в сфере культуры не хватает чего-то нового и свежего, Алексей не согласен.

— На тот же День города в каждом микрорайоне организовывают концертные программы, выставки-продажи, музыканты играют вживую, ростовые куклы общаются с детьми. Я не знаю, что ещё можно придумать? Возродить кулачные бои?

Алексей Коржов – уникальный в своем жанре артист. Людей с таким фольклорным багажом и опытом не много в районе. Но кому передать свое дело, Алексей не задумывался.

— Молодой человек с высшим музыкальным образование вряд ли захочет попасть в коллектив, где участницам уже за 70. Кто продолжит дело? Ну, был же кто-то до меня, будет и после. Коллектив со званием «народный» терять нельзя ни в коем случае. У нас их в районе, по-моему, всего семь. А ещё в 80-е годы у нас в Светлогорске было несколько взрослых хоров, они везде занимали первые места. В данный момент нет ни одного. Я считаю, надо возродить, это мое пожелание.

10 октября в Беларуси отмечают День работников культуры. С праздником!

Фото из личного архива Алексея Коржова

Если вы дочитали эту статью, нажмите пальчик.
Давайте обсудим эту статью в нашем Ранак-Чате