Зачем детей отдают в художественную школу и как вырабатывается творческая воля? Что делать, если ребенок отказывается рисовать, а родители настаивают? Можно ли заработать на искусстве и что нужно для открытия отделения компьютерной графики? В эфире радио «Ранак 88,4 FM» поговорили с директором художественной школы Еленой Павловной Винель.

«Он меня посадил в этот подвал, показал рулон бумаги, карандаши…»

– Я родилась в д. Полесье Светлогорского района, и там, конечно же, не было художественной школы, — рассказывает о своем пути в искусство Елена Винель. — Просто рисовала с детства везде, мама до сих пор показывает мне кусочки обоев с рисунками. В деревне я окончила 10 классов. В нашей (светлогорской) художественной школе я проучилась всего год. Чтобы поступить, мне нужен был некий навык. Поэтому был вот такой экспресс-вариант – художественная школа за год.

В Бобруйское художественное училище поступила, преодолев конкурс 14 человек на место. Специальность «Художник-оформитель общественных зданий…», что-то такое. Это сродни современному дизайну – конкурс был бешеный, со всего Союза (СССР) приезжали дети. Перед поступлением я еще месяц занималась в подвале у художника Кравцова в Бобруйске. Он меня посадил в этот подвал, показал рулон бумаги, карандаши, и сказал: «Вот время от сих до сих, вот натюрморт». И десять штук каждый день. Через неделю он увеличил количество до 20-ти. Когда я шла домой, у меня сетка перед глазами была из всех этих птичек, кувшинов. А это требовалось на экзамене, и мне поставили 4, это был высший балл! Пятерку не поставили никому.

Потом заочно окончила художественно-графический факультет Витебского государственного университета, работала в восьмой школе. Затем очень долго сотрудничала со Школой искусств, вела живопись и изобразительное искусство в театральном отделении. Мы создавали и костюмы, и сцены – чем мы только не занимались. Я даже написала специальную программу обучения для театрального отделения.

Зачем ребенка приобщать к изобразительному искусству?

– Не хочется говорить банальных слов, но сейчас это модно, — рассуждает Елена Павловна. — Модно быть дизайнером. Правда, зачастую дети в это не вкладывают понятие «труд». За желанием видна только верхушка айсберга. А что за ним? Художественное образование дает весьма ощутимый вклад в развитие творческой воли, позволяет воспитать ее. Представьте занятие по рисунку: стоит задача, ее надо выполнить. То есть, произвести определенные конкретные структурные действия. Есть порядок, нужно принять решение, уметь увидеть. Это формирует мышление, которое сродни математическому. Творческая воля нужна человеку в любой профессии. Очень интересно наблюдать, как дети ходят вдохновенные, когда у них что-то получается. Чувство кайфа и гордость формируют внутренний стержень, который будет помогать человеку в жизни, даже если он не станет художником.

«Направляем ребенка, не убивая его творческую составляющую»

– В Гомельской области всего три художественные школы, которые являются отдельными учреждениями и работают вне школ искусств: в Гомеле, Мозыре и Светлогорске, — говорит Елена Винель. — Наша по количеству учеников, наверное, самая маленькая. Я «болею» своим делом, знаю всех учеников, а их – 123, и их родителей.

Ребята, которым 13-16 лет, готовятся к поступлению по предмету «Рисунок», например, в архитектурный университет, к творческому экзамену при поступлении на дизайнера и т.д. А маленькие дети просто творчески развиваются. Наша подача техники и их креативность — в таком тандеме мы развиваем детское видение мира. В итоге у нас получается все очень здорово. Мы стараемся следить, чтобы в работе было мягкое направление ребенка, не убивая его творческую составляющую.

Ребенок не хочет ходить в художку, но родители настаивают. Что делать?

– Здесь нужно проявить уважение к ребенку и его выбору. Не хочешь, не надо. Не выполняешь задание это, возьми другое. Если вообще не хочет, то договариваемся любыми способами, пытаемся понять, сменить преподавателя. Красной ручкой ничего не подчеркиваем, только зеленой – видим только хорошее. Манера преподавания – индивидуально к каждому.

Чем мы отличаемся от средней школы? У нас есть те же звонки, вахтер, гардеробщик, столовой, правда, нет. Ребята могут обо всем поговорить со своим преподавателем, в том числе, обсудить рисунки, сравнить свое творчество с другими. Это все на виду. Раз в полгода у нас устраиваются просмотры, где каждый может увидеть свой рост в творчестве. Устраиваем выставки, участвуют дети в конкурсах, награждаем. Посвящаем в первоклассники, делаем выпускной с акцентом на работах детей.

Меняются ли дети, которые какое-то время проучились в школе? По-разному бывает. Кто-то не меняется, а есть те, которые пытаются креативить на себе – отращивать длинные волосы, красить их в черный цвет, рюкзаки и т.д. Но не все. Мы стараемся в любом случае понять и найти компромисс: мешает длинная челка в работе, давай ее заколем на время занятий.

Искусство и заработок

– Чтобы зарабатывать в дизайне, например, кроме таланта, нужна хватка. Планируем в школе сделать лекционные формы, но пока нет такого человека, который мог бы дать детям знания, как применить свои идеи.

Художественная школа в перспективе

– Нам бы хотелось в ближайшее время открыть цифровое отделение, где будет компьютерная графика, фотографика. Возможно, будем снимать мультфильмы, сделаем какое-то отделение режиссуры. У нас есть специалисты, но пока нет технической базы. Но она будет, нам помогут.

До 1 ноября есть возможность, сдав экзамен, поступить в Светлогорскую детскую школу изобразительного искусства. Обучаются дети 5-16 лет.

Светлогорская художественная школа в социальных сетях:

Инстаграм Вконтакте

Подготовила Юлия Довлетова

Если вы дочитали эту статью, нажмите пальчик.
Давайте обсудим эту статью в нашем Ранак-Чате